|Хентайный черт| Мистер Когнитивный Диссонанс!


"Человеческая Многоножка" - ярчайший пример распространения идеи вирусным способом в кинематографе последних лет. Первая картина Тома Сикса стала скандальной еще до своего выхода на экраны. У нее появился даже виртуальный и незримый доппельгангер, состоящий их слухов, ожиданий и надуманностей зрителей, которые саму картину не смотрели и вообще демонстративно отказывались это делать, приписывая ей чуть ли не все свои индивидуальные страхи. Сама идея - новая для кино и не слишком новая для любителей постсоветских анекдотов, ужасала обывателей настолько, что даже трейлер, в котором не было практически ничего, вызывал у них дрожь и гневное отвращение, подкармливающее вышеупомянутого доппельгангера.
Ну а те, кто не смог противиться любопытству и смотрел фильм, разделились на три лагеря: одни грозили режиссеру дуркой и отплевывались, промывая глаза мылом, другие же источали ядовитые испарения и лютую ненависть, потому что...не увидели в картине то, чего страшились и, чего уж греха таить, жаждали увидеть. Срабатывал призрачный двойник фильма, раздутый как мыльный пузырь из ожиданий зрителей. И ожидания эти были обречены, потому как Сикс снял несколько напряженный, но довольно мягкий евро-триллер, где была лишь одна скандальная сцена (впоследствии почти покадрово спародированная в сериале "Южный Парк"), легкие психологические пытки, прямо скажем, не дотягивающие до уровня каких-нибудь "Пил" и невероятно тупые персонажи. Все ожидаемые ужасы и непотребности так и остались в ожиданиях, а такого обмана, а точнее - самообмана, зрители режиссеру прощать не хотели и до сих пор желают ему от дурки до казни на электрическом стуле. Никому не нравится, когда из тебя делают дурака твоими же мозгами.
Были и те, кто увидел в картине закос и тонкий стеб над жанром евро-триллера как такового, разглядели цитаты из некоторых образчиков жанра и достаточно спокойно отнеслись к картине. Ведь по сути, за исключением самой идеи, фильм не блистал практически ничем, разве что игрой Дитера Лазера и общей красотой картинки.
Но Том Сикс не остановился на скандале и пообещал во второй части развернуться на полную и подарить миру самый больной, жестокий и извращенный фильм в истории. И в каком-то смысле, голландец сдержал слово.
Смекнув, что делать сиквел истории - дело гиблое, Сикс пошел другой тропинкой. "Человеческая Многоножка - это просто фильм!" - таким было его обращение к зрителю, вставленное в уста одного из персонажей. Таким же был замес новой истории. Главный герой картины - охранник Мартин, коротающий дни за просмотром фильма "Человеческая Многоножка" и питающий к нему такую пылкую любовь, что Энни Уилкс (фанатичная маньячка из романа "Мизери" Стивена Кинга и экранизации соответственно) обзавидуется. И в какой-то неопределенный момент, в его голове созревает идея воссоздать Многоножку и он начинает методично собирать людей для своего плана и последовательно приводит его в жизнь. На этом, собственно можно было бы и закончить рассказ про кино, если бы не...если бы все не было так непросто.
Сикс может и больной человек, но уж точно не дурак. Фильм настолько многослоен, что увидеть это сможет далеко не каждый. В принципе, сам опус досмотреть-то не каждый сможет, потому как это действительно больное и ужасающее кино. Но при этом, это мощнейший стеб над целой стопкой киножанров.
Режиссер вновь не ошибся с актером на роль маньяка. Лазер играл сбрендившего, но утонченного человека, а Мартин - его полный антипод. Лоуренс Харви на своей омерзительной харизме просто вытягивает пол-фильма, он настолько убедителен, что ему искренне веришь. Ему и играть не надо, - этому бесформенному толстячку с рыбьими глазами достаточно лишь повизгивать или молча сидеть с самым виноватым видом и все уже есть, все готово, зритель верит. Иногда в его образе проскальзывает грусть, иногда мелькает легкая клоунада и баловство ребенка, а порой и беспощадная агрессия. Но Мартин не есть придуманный персонаж, он архетип всех униженных и травмированных в детстве людей. А еще, он гротескное зеркало, в котором отображается вся человеческая суть.

Мартин разрушает, но не во имя разрушения, а ради созидания. Ведь он стремится создать что-то новое, но это новое получается неудачным, агрессивным и его унижения и неудачи не прекращаются. Чем не Человечество, собранное в одном лице, которое всю свою историю разрушает, пытаясь создать что-то, но создает лишь искаженные копии своих представлений? Высосано из пальца? Не спорю, но с Сиксом точно ни в чем нельзя быть уверенным наверняка.
К слову, Мартина окружает весьма странный "реальный мир". Конечно, Мартин - наследие Фрица Ланга, Хичкока и их легендарных картин, но наследие визуально еще более впечатляющее и имеющее вполне логичные корни. Люди в лишенном времени мире "Человеческой Многоножки - 2" делятся строго на две группы: "запчасти" для Многоножки и чокнутые извращенцы. Дома Мартина ждет чокнутая мамаша, намеки на растление чокнутым отцом, посиделки с чокнутым психиатром (тоже извращенцем), побои от соседа-социопата, - все настолько заполнено "чернухой", что даже смешно. В этой части Сикса подводит его недостаточный опыт как режиссера и в попытках подчеркнуть всю невыносимость бытия толстячка, он перегибает палку и вместо грусти и сочувствия может вызвать лишь усмешку и это главные недостатки Сикса как режиссера. Кстати, ни один из обидчиков Мартина не доживет до того, чтобы стать частью его "шедевра".
Все остальные люди - лишь материал для опыта. Сикс вновь применяет гротескное преувеличение: в триллерах режиссеры наделяют "жертв маньяка" характерами, дабы их убийства вызывали эмоции, но...зрителям ведь плевать. Времени на развитие "жертв" всегда мало, характеры получаются картонными, да и зачем оно надо, если по сути - это просто мясо для убийства и красочного заполнения времени до кульминации картины. Потому Сикс намеренно отказывается тратить время на жертв Мартина и толстячок флегматично фигачит фомкой по черепушкам первых встречных. Они распределяются просто и банально: бизнесмен, чернокожая мать, девушка-проститутка, беременная девушка и тп. Их удел: связанными коротать время в ангаре, истекая кровью и постанывая, ожидая вышеупомянутой жанровой кульминации.
Таким вот делом и проходит две трети картины. То есть: Мартин мучается дома, лупит по голове очередного подходящего ему человека и облизывает кончики пальцев, изредка попискивая. В своем цинизме и безмолвном крике (помните: "Человеческая Многоножка" - это просто кино!"?) Сикс вносит в картину и самую явную свою усмешку над доверчивым зрителем: одну из актрис предыдущей части. Ее Мартин якобы заманивает, чтобы сделать финальным штришком своего монструозного детища.
И вот, в последние двадцать минут фильма наступает кульминация и режиссер наконец сдерживает свое обещание: зритель получает все то, чего он боялся увидеть в предыдущем фильме, да еще и в двойном объеме!
Мартин не хирург, потому в создании Многоножки использует подручный комплект "Юного душегуба": выбивает зубы молотком, перерезает коленные связки ножницами, сшивает людей степлером... Если в первой части фильма, Сикс откровенно издевается над артхаусом и классическими триллерами черно-белой эпохи, то во второй явно имеет место своеобразная дань уважения наиболее "мясным" картинам, вроде "Окровавленных Холмов" или "Сербского фильма", цитата на самую страшную сцену которого имеется (в духе Сикса, она настолько чернушная, что даже забавно и чудовищно одновременно). В конце-концов, беременная женщина в таком фильме - ружье, которое обязательно выстрелит. Как и актриса.
Но не одними изуверскими деталями автор закидает зрителя, ведь Мартин будет планомерно воспроизводить и именитую сцену "кормления" из оригинала, а если не получится - слабительное и шприц наготове, и можете поверить, это будет отвратительно!
Финал картины мрачен и одиозен одновременно. Если в "Хостеле - 2", например, Рот заставлял детей играть в футбол отрубленной человеческой головой, то у Сикса это сколопендра в заднице Мартина и двусмысленный финал. Режиссер словно говорит (в очередной раз): расслабьтесь, это просто кино и я так издеваюсь над вами! И надо признать, у Сикса это получается.

Отдельно надо упомянуть визуальную сторону картины. Нарочито снятая в черно-белой гамме, расцветая иногда серпией и зеленым отливом, картина одновременно омерзительно-грязная и необычайно стильная. Нашпигованная сверх меры резкими верхними и нижними ракурсами, которые, на пару с Харви, вытягивают и кино, и атмосферу, "Человеческая Многоножка - 2" вполне могла бы войти в учебники по киноязыку как пособие для работы с резкими ракурсами и освещением. Вместо медитативный-медленного ритма первого фильма, нас принимает рванный и неровный бег по кочкам и ухабам монтажа, сопровождаемый соответствующей музыкой. Все это тоже неспроста, нарочито и прекрасно работает.
Что можно сказать в итоге... Фильм действительно получился впечатляющим. Конечно, в отрицательном смысле, но неравнодушным к нему быть невозможно. Он ужасает, отвращает и заставляет содрогаться почти так же, как какой-нибудь "Дом-2" в худшей ипостаси. В фильме нет смысла и глубокой идеи (как и в предыдущем фильме), есть лишь шокирующая визуальная сторона, очень много стеба и немного странного юмора. Он издевается над зрителем, высмеивая его ожидаемые клише, не стесняется записывать их отсутствие в минусы, забрызгивая в ответ даже объективы камеры кровью и испражнениями, но при все этом - это явление и образец. Подражания или анти-подражания - покажет время, но режиссер, здраво сменкув: что именно отвратительные детали нынче привлекают зрителя, хладнокровно сыграл на этом, использовав скандал и поток гневных проклятий в свою сторону как пиар.
Том Сикс без сомнения лучший провокатор на нынешнем кинорынке, после Ларса фон Триера, он не стесняется быть худшим из худших и обещает третью часть снять полностью в США. А где еще, как ни в "всепожирающей глотке/заднице мира" снимать концептуально-финальную часть кино-насекомого. Ну а пока, нам остается помнить, что (как говорил маньяк из первого фильма) "хуже всего - Серединке". Этот фильм, который я не рекомендую к просмотру вообще никому, как раз и есть - Серединка.
Если же вас все же хватит на просмотр, задайте себе вопрос: не видим ли мы сейчас в Сети или по ТВ нечто аналогично отвратительное, но завуалированное искусственной "приличностью"?
Отдельно похвалю Лоуренса Харви и Эшлинн Йенни, открыто иронизирующей над первой картиной и которой во второй пришлось гораздо круче.
мужик действительно омерзительный.. =/
Я не рекомендую никому этот фильм смотреть. Даже я содрогался местами.
мужик молодец конечно, не каждый смог бы такую мерзкую роль правдоподобно сыграть
оу, тогда точно смотреть не буду =/
Можешь первый час посмотреть, до кульминации. Там нет ничего такого жуткого.