Кошмар на улице Вязов
Этот римейк ждали с особым волнением. Если раньше перерождению на экране предавались монстры в масках, то сейчас подошла очередь кино-монстра, лицо которого знают и любят. Да и культ вокруг господина Крюгера отличался особенной раздражительностью - многие априори отказались от любого "нового Фредди", которого не будет играть Энглунд. Ну да ладно, это общие слова.
Если очень кратко, то авторы решились на очень неоднозначный, но верный ход: перезапустить сагу для тех, кто ее еще не видел. Это означало отказ от любых подмигиваний фанам старых фильмов (которые на это кино рванут первыми), никакой самоиронии, никаких "а тут играл Джонни Депп!", никаких следований "традициям" и прочего. За основу был взят оригинальный концепт самого первого фильма, когда легендарный монстр был еще страшным, шутил мало и использовал свою перчатку по назначению. Опозорившиеся с очень ожидаемым римейком "Пятницы 13-е" (cмотреть которую было скорее смешно, чем страшно), продюсеры подошли к новому проекту с большой осторожностью. И (хвала им!) с большой смелостью!
Главным недостатком римейка про Джейсона Вурхиза было полное отсутствие новый идей. Все, что подавалось как свежее откровение, было, по сути, просто позаимсвованно из первых фильмов и его кино-клонов, да и подача материала хромала на обе ноги. В новом "Кошмаре" разговор будет иной.
Сохранен главный сюжетный синопсис: кучке подростков (да-да, все еще 29-летние "тинейджеры", больше смахивающие на акселлератов, разной степени гламурности) снятся жуткие кошмары с обоженным человеком, который начинает убивать их во сне своей перчаткой с лезвиями на пальцах. Все, дальше начинаются нехилые сюрпризы.
Сразу говорю: тем, кто не мыслит Фредди Крюгера без гримас, кривляний, постоянных шуток и убийств "со спецэффектами", новое кино лучше не смотреть. Авторы вернулись к первоночальной концепции Фреда Крюгера (в том числе и к теме педофилии, с которой Крейвен в свое время побоялся связываться) - мрачному, злобному и жестокому. Уже с первой сцены убийства становиться ясно - этот Фредди шутить не намерен! Конечно, это не означает, что он пресен и лишен харизмы, Джеки Эрл Хейли просто таки притягивает взгляд, его постоянно мало (хоть и мелькает Крюгер постоянно), его хочется еще и еще... Но увы - Фредди в новом фильме ровно столько, сколько нужно чтобы понять, что новый-старый кино-монстр вызывает скорее отвращение, нежели щенячью радость, что (учитывая, что снимали все же фильм ужасов) как раз таки очень хорошо. Крюгер действительно омерзителен, как внешне (грим очень хороший и правдоподобный), так и по своему поведению. Sick bastard, иначе и не скажешь. Убивает он без особой выдумки, используя только свои ножи, но жестоко и кроваво - рейтинг R не забыт и порой используется по назначению, хоть и редко. Впервые после самого первого фильма (или, с натяжкой, второго) нам показали не демона, а того самого призрака-убийцу. Ему бы еще и побольше времени, а то ходит и нудит постоянно "Помнишь меня, помнишь меня?", да убивает, - мало свободы, ох мало!
Куда детальнее и реалистичнее разкрыт и образ Крюгера. Это двадцать пять лет назад можно было поверить в мега-маньяка, которого полиция отпустила и который после смерти переключился с детей на тинейджеров. Нынче время иное и предыстория куда более реальна...и от того - куда страшнее. Фредди Крюгер вырос и изменился, как внешне, так и внутренне.
Изменились и его жертвы. Пусть они неизменно гламурны (это, увы, бич всех хоррор-римейков последних 10 лет), но испуганные и опухшие от постоянного недосыпа лица приятно радуют глаз, тем более что играют на удивление неплохо. А это, учитывая, что фокус только на них, очень приятно. Дебилизма в действиях особого не наблюдается (наверное опять сказывается махровый недосып), шуток нет вообще (парочка только). Нет-нет, авторы помнят что все очень серьезно, - с каждой минутой атмосфера подступающего отчаяния крепнет все сильнее. К теме бессонницы подошли куда более грамотно, теперь герои знают что их может ждать в результате хронического недосыпа - спасибо Интернету. Кое-где палку с персонажами перегнули, но совсем немного. Каждому персонажу уделили достаточно времени и месту, воспринимать героев как "мясо" стало сложнее - за это отдельная благодарность авторам. Каждому в сюжете есть место, ведь свои жертвы Крюгер выбирал не просто так!
Увы и ах, но кое-что все же недотянули. Новый век с его мобильниками и компьютерами несколько стерилизовал мир улицы Вязов. Раньше герои пили кофе литрами, заводили здоровенные будильники, а их родители были полноценными персонажами, теперь же - таблетки, адреналин и мебель на заднем плане. В первом фильме мать героини напивалась и раскрывала дочери душу, в новой же версии, она, как и другие родители, просто фон с напряженным лицом. Тем не менее, новая история от этого не сильно пострадала, ведь в ее основе - связь между Фредди и его жертвами. Пострадал лишь финал, очень уж натянут и сер. Тут и сверх-живучий (хоть и приятный в своей обыденности) паренек, и отсутствие главного волевого решения героини оригинала - желание и необходимость побороть свой страх, чтобы лишить монстра сил, - так, побарахтались на кроватке и все. Оставляет ощущение недосказанности и чрезмерной скупости авторов, при хорошей завязке и подаче, последняя треть фильма откровенно слаба, хоть сцена с фотографиями и ужасает в своем принципе, но одной ее мало!
Очень хочется похвалить техническую сторону римейка. Тут все на высоте, как в "Пятнице 13-е" и "Техасской резни бензопилой" - декорации, грим, очень редкая графика, операторская работа и музыка. Последняя вообще великолепна, создает атмосферу и вытягивает полфильма, оставаясь при этом почти незаметной. Актеры старались и сыграли в меру своих сил. Им бы сценарий получше, да режиссера посмелее, жестокий монтаж виден невооруженным взглядом.
Как итог: немного недотянули, но в целом - почти идеальный римейк. Много свежих идей, смелый подход и взгляд на идею с новых углов и никаких оглядок назад, за исключением пары-тройки сцен. Лучший из римейков, достаточно жесткий и интересный, но очень уж коммерческий и не все реализовали так, как надо было бы. А еще фильму страшно не хватает иронии. Не самоиронии, а просто иронии!
Фанатам старого ироничного Фредди скорее всего не понравиться, но посмотреть стоит в любом случае.
Темы с "семью минутами" и веб-блогом великолепны, жаль последняя в итоге так сливает.